ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
ru be en kk uz vi
Поиск Карта сайта

Научная деятельность ИИТ БГУИР

 

Одним из важнейших направлений деятельности Института информационных технологий учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (далее – ИИТ БГУИР) является научная и научно-техническая деятельность в области информационных технологий, цифровой трансформации, развития образования, в том числе применения современных образовательных технологий. Значительное внимание уделяется научно-методическому обеспечению подготовки специалистов для получения высшего образования, интегрированного со средним специальным образованием, а также переподготовки, повышения квалификации и стажировки в области информационных технологий.

Основной формой этой деятельности в настоящее время является выполнение научно-исследовательских работ, результаты которых направлены на решение теоретических и практических задач как в образовательной сфере, так и в реальных секторах экономики.

Результаты научной деятельности, как правило, выражаются в виде аннотированных отчетов, научных статей, тезисов докладов, сборников, учебно-методических пособий и т.д. Научные разработки внедрены в деятельность ИИТ БГУИР, государственных органов и иных организаций.

Руководители и работники ИИТ БГУИР являются членами «Секции совершенствования образовательных программ дополнительного образования» Научно-методического совета БГУИР, в рамках которой осуществляется разработка основных направлений научно-практической, научно-методической деятельности ИИТ БГУИР в сфере дополнительного образования взрослых, детей и молодежи.

Важную роль в осуществлении научно-исследовательской деятельности ИИТ БГУИР играет участие его сотрудников, профессорско-преподавательского состава в международных, республиканских научных и научно-практических конференциях, форумах, семинарах, круглых столах по вопросам информационных технологий, электронного правительства, формирования цифровых компетенций, совершенствования образовательной деятельности, развития дистанционного обучения, в том числе для лиц с особыми потребностями. 

В целях обмена опытом в указанных сферах ИИТ БГУИР каждые два года проводит Международную научно-практическую конференцию «Непрерывное профессиональное образование лиц с особыми потребностями».

Основными целями конференции являются:

обмен передовым опытом в области непрерывного профессионального образования лиц с особыми потребностями;

формирование digital skills и soft-skills лиц с особыми потребностями в рамках реализации концепции устойчивого развития и цифровой экономики;

расширение масштабов IT грамотности молодежи и взрослых, включая создание условий для участия молодых женщин и мужчин с учетом особых потребностей инвалидов в жизни общества;

организация взаимодействия государственных органов и иных организаций в обеспечение физической, информационной и организационной доступности государственных услуг населению с учетом особых потребностей инвалидов.

В 2015, 2017, 2019 годах проведены международные научно-практические конференции «Непрерывное профессиональное образование лиц с особыми потребностями». По итогам их проведения ИИТ изданы соответствующие сборники материалов конференций (ознакомиться с материалами можно по ссылке – https://iti.bsuir.by/unesco/page/59.

Результаты научно-практической деятельности ИИТ, например, в 2019 году нашли свое отражение также в ряде научных публикаций:

  1. Майсеня, Л.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов средствами математического образования / Л.И. Майсеня // Профессиональное образование, 2019. – №4. – С. 17-21;
  2. Митюхин, А.И. Метод описания контура объекта наблюдения / А.И. Митюхин, И.И. Астровский // Доклады БГУИР. – 2019. – № 5 (123). – С. 32-37;
  3. Курулёв, А. П. Устройство автомобиля. В 2 ч. Ч. 1 : Устройство и электрооборудование автомобильной техники : учеб.-метод. пособие / А. П. Курулёв, П. П. Стешенко. – Минск : БГУИР, 2019. – 148 с. : ил;
  4. Стешенко, П. П. Техническая эксплуатация, диагностика и ремонт автотехники. Лабораторный практикум : пособие / П. П. Стешенко, В. И. Журавлёв, С. С. Лапочкин. – Минск : БГУИР, 2019. – 63 с. : ил.;
  5. Sidorchuk, I. et al. The Framework of the Civil Serv-ants' Education in the Conditions of Sustainable De-velopment of the Republic of Belarus / I. Sidorchuk, A. Akhrymenka, V. Basko, A. Grigoriev, A. Par-fenchyk // European Journal of Sustainable Develop-ment. – 2019. – Vol. 8, no.3. – P. 203–209;
  6. Сидорчук, И. П. Пути усиления инклюзивности при принятии государственных решений / И. П. Сидорчук, А. А. Парфенчик // Государственная служба. ‒ 2019. ‒ Т. 21, № 2. – С. 28–34;
  7. Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» для учреждений образования, реализующих программы ССО по специальности «Программное обеспечение информационных технологий» (И.Ю. Мацкевич, Т.П. Вахненко). – Утверждена Постановлением №179 Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2019;
  8. Учебно-методическое пособие с грифом УМО «Логистика» // И.В. Кашникова, С.Л. Фещенко. – Минск, БГУИР, 2019;
  9. Учебно-методическое пособие с грифом УМО «Теоретико-методологические основы логистики» // И. В. Кашникова, Минск, БГУИР, 2019.

В ИИТ БГУИР в 2014 году под эгидой ЮНЕСКО создана Кафедра ЮНЕСКО «Профессиональное образование в сфере информационно-коммуникационных технологий лиц с особыми потребностями».

Эта Кафедра создана в целях содействия профессиональному и личностному развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий лиц с особыми потребностями. Кафедра способствует активному распространению решений и рекомендаций ООН и ЮНЕСКО, государственных органов и организаций Беларуси и осуществляет научно-исследовательскую, образовательную деятельность в сфере информационных технологий, развивает дистанционное образование, а также участвует в совершенствовании правового регулирования вопросов физической, информационной и организационной доступности государственных услуг лицам с особыми потребностями.